Как HR-отдел влияет на бизнес-показатели компаний
Профессия HR-специалиста появилась в России чуть более 30 лет назад и за это время прошла серьезный эволюционный путь. Эйчаров перестали воспринимать как «очередных кадровиков»: для многих компаний они уже полноправные партнеры.

Ведь бизнес-показатели во многом зависят от того, насколько эффективно работает HR-отдел. Рассказываем, как эйчары влияют на эффективность организаций.
10 стратегически важных направлений работы
18 мая 2023 года
карьерный консультант, HR-эксперт
Ирина Рузавина
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
10 стратегически важных HR-задач
1. Подбор и удержание персонала
Чем больше в компании квалифицированных специалистов, тем выше качество товаров и услуг и лучше продажи.

Профессиональные эйчары активно привлекают талантливых людей со всего мира и удерживают их — ведь потеря высококлассного сотрудника и необходимость заменить его могут стоить 30% от его годовой зарплаты.
2. Обучение и развитие сотрудников
Блестящих специалистов можно не только нанимать: иногда проще и выгоднее вырастить их внутри компании. Внедрение образовательных программ позволяет повысить квалификацию сотрудников и увеличить рентабельность бизнеса.

Некоторые руководители опасаются инвестировать в развитие и обучение команды: «Сейчас мы их обучим — и они уйдут». У HR-специалистов уже появился четкий ответ на это возражение: «Будет гораздо хуже, если мы их не обучим и они останутся».

Однако совсем забывать о рисках не стоит. Можно заключить с сотрудником договор о том, что он обязуется отработать определенное время в компании после обучения — или возместить затраты компании, если уволится раньше.
3. Мотивация персонала
Если сотруднику нравится место работы и он чувствует, что его усилия ценят и поощряют, — он начинает работать лучше. А это напрямую влияет на качество продукта, уровень удовлетворенности клиентов, позволяет увеличить объем продаж и делает компанию более заметной на рынке.
В 2022 году мои клиенты решили внедрить программу мотивации персонала. Каждый квартал они оценивали производительность сотрудников, давали им обратную связь, а еще разработали систему бонусов за достижение целей и хорошую работу. В итоге компания улучшила качество обслуживания клиентов, увеличила прибыль на 15% и стала одним из лидеров в своей отрасли.
4. Влияние на корпоративную культуру
Корпоративная культура формируется в компании всегда — даже если вы не прилагаете к этому никаких усилий. Но если осознанно подойти к этому вопросу, то можно получить отличный инструмент, который повысит уровень лояльности сотрудников и клиентов, а как следствие — сделает компанию более известной в отрасли и более интересной для талантливых специалистов.

Можно привести немало примеров, когда корпоративная культура положительно влияет на бренд, один из них — Zoom. Глава компании Эрик Юань описывает их миссию просто: доставлять счастье. Причем это распространяется и на клиентов, и на сотрудников: в штате есть «команда по счастью», задача которой — делать так, чтобы люди испытывали ощущение глубокого удовлетворения и радости от работы. Возможности для волонтерства, тренинги, программы наставничества — с точки зрения Zoom, всё это второстепенно по сравнению с вопросом «Что сделает тебя счастливым?».

А клиентам, в свою очередь, компания прямо во время пандемии коронавируса организовала щедрые акции: например, отменила 40-минутные ограничения для бесплатных конференций в школах, перешедших на онлайн‑обучение.
5. Оценка эффективности работы персонала
Систематический контроль за работой сотрудников позволяет вовремя распознать проблемы, которые могут сказаться на рентабельности бизнеса и объеме продаж.

Положительный эффект от такого контроля особенно заметен, если «продукт» легко посчитать в штуках. Один из владельцев франшизы «Додо Пицца» в Москве и Московской области Кирилл Коржов рассказал, как показатели поваров и курьеров влияют на EBITDA компании. В течение года в ресторанах следили за следующими показателями:
скорость доставки,
скорость приготовления заказов,
производительность,
рейтинг качества,
клиентский рейтинг,
коэффициент проблемности.
И, если замечали проблемы на каком-то из участков, устраняли причины. В итоге выручка за год по четырем пиццериям выросла с 12 млн рублей до 23 млн рублей в месяц, а показатель EBITDA — с 12 до 22,5%.
6. Управление конфликтами
HR-специалисты могут предотвращать и разрешать недоразумения между сотрудниками.

Это важно: результатом любого конфликта, который вышел из-под контроля, может стать как снижение производительности и отток персонала, так и падение цен на акции, вред для HR-бренда, потеря прибыли и другие серьезные проблемы.

Вспомним нашумевшую историю с курьером Delivery Club. Человек не вышел на работы из-за похорон матери и был за это уволен — компании объявили бойкот в соцсетях.
7. Управление изменениями
Важная задача HR-отдела — помогать руководству внедрять изменения в организационную структуру, процессы и культуру компании так, чтобы это не повредило атмосфере в команде.

Одно из предприятий «Росатома» запустило ряд изменений в процесс внедрения конструкторско-технологической системы для строительства 3D-модели турбин. И столкнулось с устойчивым сопротивлением команды. Почему это произошло? Люди не опасались увольнения, так как в моногородах сложно найти узкоспециализированных специалистов, и решили, что могут проигнорировать необоснованные, на их взгляд, решения менеджмента.

Самыми ярыми противниками нововведений оказались менеджеры среднего звена, которым не разъяснили цель изменений. HR-специалистам и руководству удалось наладить диалог с ними, убедить их в необходимости перемен — и проект реализовали в срок.
8. Социальная ответственность
HR-отдел помогает создавать и вести программы социальной ответственности, которые улучшают репутацию компании.

Отличный пример инициативы при поддержке Сбербанка — программа «Учитель для России». Она помогает выпускникам ведущих вузов устраиваться в региональные школы, где особенно нужны молодые и увлеченные своим делом учителя. Их задачи — помочь детям найти мотивацию к учебе и поверить в себя, повысить интерес к образованию и успехи в школе. К 2020 году в программе приняли участие более 500 молодых учителей. Сейчас программа действует в 95 школах семи регионов России.
9. Управление затратами на персонал
Эйчары знают, как оптимизировать затраты на персонал: например, через использование эффективных систем оплаты труда или снижение текучести кадров. Это также способствует росту рентабельности компании.
10. Стратегическое планирование
Стратегию по развитию персонала желательно разрабатывать одновременно со стратегическим планированием бизнеса. Цель компании в разные периоды может меняться — концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост, стратегия сокращения бизнеса и т. д.

HR-специалист должен четко представлять себе каждую. А еще понимать:
каких результатов руководство ждет от сотрудников;
какие инструменты развития сотрудников уже используются в компании;
есть ли бюджет на создание новых программ обучения, на повышение квалификации специалистов;
какие карьерные траектории компания может предложить сотрудникам.
Эти знания помогут выбрать и выстроить наиболее подходящую политику в отношении найма и развития персонала.

Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.