Как понять на собеседовании, умеет ли сотрудник вести переговоры

Всем периодически приходится вести переговоры. Но бывает, что от их результатов зависят продажи, прибыль, развитие и перспективы компании, — и тогда выбирать сотрудника на роль переговорщика приходится особенно тщательно.

Мы спросили экспертов, какие подходы и инструменты они используют для точной оценки переговорных навыков кандидатов еще на этапе собеседования.
9 признаков, на которые следует обратить внимание
26 марта 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Что значит «вести переговоры»
Ведение деловых переговоров — комплексный навык, в состав которого входят:
умение общаться — четко и ясно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, задавать правильные, уместные, полезные в контексте вопросы и анализировать полученную информацию;
способность аргументировать — приводить логичные и обоснованные доводы в защиту своей точки зрения и для опровержения чужой;

контроль собственных эмоций;

эмпатия — способность понимать эмоции других людей, чтобы адекватно реагировать на их поведение;
сообразительность — готовность искать и находить компромисс, решения, которые устраивают обе или все стороны;
навык структурировать информацию, представлять ее понятно и привлекательно.
При характеристике переговорных навыков важно учитывать их сбалансированность: нормально и эффективно, когда все «компоненты» развиты примерно в одинаковой степени. Если проседают даже один или два навыка, это может серьезно навредить результату.
Когда компании ищут «переговорщиков»-профессионалов
Умение общаться и добиваться своего в процессе общения необходимо большинству современных специалистов. И всё же есть участки работы, на которых развитые переговорные навыки — залог профессионального успеха.
Продажи и управление проектами
Навык ведения переговоров необходим для многих ролей и должностей, но наиболее критично его наличие или отсутствие для позиций в продажах, аккаунтинге и управлении проектами.
Юлия Каприза, HRD компании aic
Взаимодействие с клиентами
В основном мы оцениваем переговорные навыки у кандидатов на должности, где необходимо взаимодействовать с клиентами или плотно коммуницировать с коллегами из разных подразделений и разного уровня ответственности.
Екатерина Вислобокова, руководитель отдела поиска и подбора персонала цифрового финансового сервиса Lime
Руководство любого уровня
Обязательно наличие переговорных навыков у руководителей и директоров, так как от них требуется выстраивать коммуникацию, осуществлять кросс-функциональное взаимодействие и вести деловые переговоры.
Екатерина Вислобокова
Порой развитых переговорных навыков ждут от кандидатов на самые разные должности. Это зависит от задач, которые предстоит выполнять, или от корпоративной культуры компании.
Вопреки стереотипам переговорные навыки нужны не только продажникам. Этот навык должен быть развит у логистов, снабженцев, юристов, маркетологов, HR-специалистов.
Татьяна Щепихина, руководитель отдела HR Новосибирского завода бытовой химии
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymPrTZJ
На что обратить внимание
По телефону
1
Оцените коммуникабельность, готовность идти на контакт
При первом звонке определите, насколько кандидат вежлив и доброжелателен, способен договариваться. Если человек не готов уступать в датах, времени, формате проведения собеседования — это повод задуматься. У нас был случай, когда кандидат на вопросы рекрутера ответил, что „в резюме всё написано“. Собеседование он, конечно, не прошел.
Татьяна Пачи, руководитель отдела подбора и адаптации ГК «Альфа-Лизинг»
2
Прислушайтесь к речи
Во время телефонного интервью обратите внимание на манеру и грамотность, скорость речи, используемую лексику, умение четко формулировать мысли и создавать структуру диалога.
Екатерина Вислобокова
На встрече
3
Изучите манеру держаться
К характеристикам речи стоит прислушиваться и при личной встрече, но тут уже можно оценить внешность, невербальные сигналы уверенности или неуверенности, понаблюдать за манерой держаться.
Екатерина Вислобокова
4
Оцените умение вести беседу
Я обращаю внимание на умение человека говорить уверенно, интересно, в меру лаконично, на способность убеждать собеседника и «вести» его в процессе беседы. Последнее — это вообще высший пилотаж, но задатки порой проявляют даже начинающие специалисты, что говорит об их высоком потенциале.
Юлия Каприза
Косвенные признаки сильных способностей к переговорам
1
Умение слушать и слышать
Уметь слушать и слышать других необходимо, чтобы на основании услышанного найти решение, подходящее участникам переговоров, учесть интересы обеих или всех сторон. Поэтому первое, на что я обращаю внимание и что проверяю на собеседовании, — это способность кандидата следить за ходом беседы и банально слышать собеседника.
Юлия Каприза
2
Нацеленность на результат
С удивлением обнаружил, что мало кандидатов входят в коммуникацию с пониманием желаемого результата, а это один из факторов успешных переговоров. Если ты не определил такой результат для себя, то не сможешь определить свои границы и понять, где можно уступить, а где нужно настаивать.
Евгений Ковальков, директор по персоналу буровой компании «ЭНГС»
3
Гибкость и нестандартное мышление
Хороший переговорщик должен быть гибким и видеть нестандартные возможности решения ситуации. Для оценки этих навыков подходят кейсы, при разборе которых кандидат может продемонстрировать то, как мыслит, какие решения и на основании чего принимает, какие задает вопросы, как получает необходимую информацию и анализирует ее.
Юлия Каприза
4
Уверенность в себе, привычка быть в центре внимания
Даже ответ кандидата на простой вопрос «Будете ли чай, кофе» может дать много информации. Мимика, поза, скорость ответа, интонация — это маячки, показывающие, как человек ощущает себя в окружающем мире и как взаимодействует с ним. Привык ли кандидат, что на него обращают внимание и считаются с его желаниями, или ему неловко от проявления заботы. Таких маячков много, и опытный рекрутер считывает их подсознательно, как неосознанную компетентность.
Татьяна Пачи
5
Подготовленность к встрече
Успешные переговоры — хорошо подготовленные переговоры. Если кандидат уделил подготовке к собеседованию время — для меня это сильный переговорщик.
Евгений Ковальков
Какие подходы и инструменты использовать для оценки
Интервью по компетенциям
На интервью по компетенциям задайте кандидату поведенческие вопросы, например: «Как вы обычно переубеждаете кого-то в том, что правильно делаете свою работу? Приведите пример» или «Вы наверняка сталкивались в работе с раздраженным клиентом, который был недоволен продуктом или сервисом. Как вы разрешали такие ситуации?». Уточняя мельчайшие подробности, можно понять мыслительный процесс потенциального сотрудника и примерный порядок действий при переговорах.
Татьяна Пачи
Оценка по STAR
Одна из наиболее эффективных методик при оценке переговорных навыков на собеседовании — техника STAR. Соискателя просят рассказать конкретные кейсы из практики, на которых приходилось вести сложные переговоры. Остается внимательно слушать, в том числе «читать между строк».
Татьяна Пачи
Обсуждение непростой ситуации, которая сложилась в команде
Я обычно прошу кандидата рассказать о любых сложных переговорах или разговоре с руководителем, коллегой. Стремлюсь понять, как он себя вел: какая была цель, какие приводил аргументы, чтобы ее отстоять, как готовился к встрече и каких результатов удалось достичь.
Евгений Ковальков
Нестандартные вопросы и задания
Я иногда прошу убедить меня в чем-то — например, что земля квадратная. Это тоже про умение находить аргументы, преподносить свою точку зрения и работать с возражениями.
Евгений Ковальков
Перечисленные выше инструменты обычно используются комплексно, в рамках подхода «собеседование как переговоры».
Самой удачной методикой оценки переговорщика, на мой взгляд, является сам процесс переговоров, в нашем случае — интервью с кандидатом. Рекрутер продает и покупает, то же самое делает кандидат. Во время собеседования четко видно, насколько человек умело ведет переговоры и достигает поставленных перед собой целей.
Например, не пропустил этап подготовки: зашел на сайт, собрал информацию о компании, а в ходе интервью проявляет инициативу, активно рассказывает о своих преимуществах и сильных сторонах. Сразу видно: у него есть цель (продать себя), и линию переговоров он ведет к этой цели.
Татьяна Щепихина
Методики, которые приносят мало пользы
Тестирование
Любой соискатель способен натренировать навык прохождения тестов, но на практике специалист может не отвечать заявленным компетенциям.
Татьяна Пачи
Стресс-интервью
Если вопрос неудобный — это уже стресс. Иногда достаточно сказать: «Почему вы не спрашиваете меня про зарплату?» Разговор про зарплату у большинства кандидатов вызывает дискомфорт, и вы многое узнаете из ответа. Кроме того, стрессоустойчивость кандидата оценить сложно: порог терпения у каждого свой. Можно часами беседовать, и человек будет спокоен как удав. Это говорит лишь о том, что не обнаружена болевая точка.
Евгений Ковальков
Ролевые игры
Разыгрывание по ролям типичных или нетипичных ситуаций, с которыми будущий сотрудник столкнется в процессе работы (или «ролевки»), на собеседовании бывают нерезультативными, так как люди нервничают и не проявляют весь свой потенциал либо отыгрывают социально ожидаемые действия, которые не повторяют на практике. Важнее понять, как думает человек: его логику принятия решений, принципы и устойчивые паттерны.
Татьяна Пачи
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.