Автоматизация труда: заменят ли роботы эйчаров и рекрутеров?
Современные CRM-системы, чат-боты и нейросети позволяют автоматизировать массу рутинных задач в HR-отрасли. Но не останутся ли эйчары и рекрутеры без работы по вине умных технологий?

Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса Работа.ру, полагает, что нет. Однако специалистам придется осваивать новые навыки и быстро приспосабливаться к изменениям.
Как остаться востребованным специалистом в меняющемся мире
23 октября 2023 года
Александр Ветерков
Заместитель генерального директора сервиса Работа.ру
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Время виртуальных ассистентов
Времена, когда рекрутерам приходилось долго обсуждать с заказчиками вакансии, часами сортировать отклики, совершать десятки однотипных звонков и собирать аналитические отчеты вручную, уходят в прошлое.

Теперь подобные задачи берут на себя инновационные HR-инструменты:
Автодозвон. Специалист подгружает в CRM-систему любое количество кандидатов, и система начинает их прозвон. Если кандидат откликается, его за 2−3 секунды соединяют со свободным рекрутером. В итоге специалисты по подбору экономят время на недозвонах и ожидании ответов. Это очень ощутимо при массовом подборе, когда нужно связаться с десятками или даже сотнями соискателей в день.
Аудиобот. Система не только дозванивается кандидату, но и проводит с ним первичное интервью, рассказывает о вакансии и компании. А если соискатель задает сложный или нетипичный вопрос, переключает на оператора.
Автоподбор. Работодатель создает вакансию на Работе.ру, подробно описывает, какого сотрудника он ищет. А инструмент, работающий на основе нейросети, автоматически добавляет в его личный кабинет резюме всех подходящих соискателей, — даже тех, кто сформулировал название должности иначе, чем в вакансии.
Фильтрация дублей. CRM-система не позволяет повторно загружать резюме одного и того же кандидата в базу. Это важно, если в ней работает несколько рекрутеров: они не будут тратить время на разговоры с одними и теми же соискателями.
Краткое описание вакансий. Искусственный интеллект составляет краткое описание вакансии, которое соискатель видит в поисковой строке и рекомендациях. Система выделяет самые значимые для специалистов детали в зависимости от профессии.
Форма для создания заявок. Экономит время на обсуждении вакансии: заказчик заполняет заявку и отправляет рекрутеру максимум необходимой информации для работы.
Форма для создания офферов. Достаточно заполнить все поля формы — и четкое привлекательное предложение о работе готово.
Прозрачные отчеты по рекрутингу за 2 клика. Позволяют оценить эффективность работы каждого рекрутера и сделать процесс подбора персонала в компании прозрачным.
Большая часть перечисленных инструментов доступна клиентов сервиса Работа.ру и CRM-системы для рекрутеров СберПодбор.
СберПодбор экономит время рекрутеров и ускоряет согласование кандидатов. Зарегистрируйтесь и получите доступ к бесплатному базовому функционалу!

Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanyoCzCor
Чем заняться новичкам?
Виртуальные помощники берут на себя львиную долю задач, которые раньше решали стажеры и начинающие рекрутеры. Но это не значит, что молодые специалисты не могут войти в профессию и стать в ней востребованными. Просто им придется:
Овладеть навыками продаж. То есть научиться «продавать» вакансию, грамотно работать с возражениями, формулировать вопросы, слышать ответы кандидатов и понимать их потребности.
Вникать в суть бизнеса. Аудиобот может провести первичное собеседование и ответить на стандартные вопросы, но если сталкивается с чем-то необычным, то переключает разговор на рекрутера.
Например, аудиобот разговаривает с кандидатом на должность дальнобойщика. И в какой-то момент соискатель задает вопрос:

 — А я могу по пути останавливаться и обедать не в кафе, а у родственников?

У программы нет ответа, поэтому она переключает разговор на рекрутера. И он должен быстро сориентировать соискателя, а это возможно только если сотрудник хорошо знает процессы внутри компании.
Уметь работать с аналитикой. Строить отчеты по воронкам, эффективности найма, причинам отказов в специальных программах (хотя бы Excel). Понимать, как считается текучесть персонала, стоимость привлечения и окупаемость кандидата, другие базовые вещи.
Легко адаптироваться к изменениям. На рынке труда могут возникать разные тенденции, которые влияют на требования к кандидатам, вакансии, подход к найму. Всё происходит быстро и динамично, и специалисту необходимо настроиться на работу именно в таком ритме.
Работодатели, которых стоит рассмотреть молодому специалисту:
Кадровые и аутсорсинговые агентства;
Логистические компании;
Ретейлеры;
Производственные и оборонные предприятия;
Агрохолдинги.
И другие организации, в которых всегда много массовых вакансий и не хватает рекрутеров, чтобы их закрывать. Кроме того, есть компании, которые еще не внедряют автоматизацию, — они тоже могут стать хорошей точкой для входа в специальность.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymdCM6Q


В чем плюсы для опытных специалистов и топов
Опытным эйчарам и рекрутерам проще, чем новичкам. Они по-прежнему могут выбирать, какой вариант карьерного роста им больше подходит:
вертикальный — сначала стать руководителем группы, затем — HRPP и HRD.
горизонтальный — расширить зону своей ответственности, не меняя при этом должность.
Для тех специалистов, которые выбирают горизонтальный карьерный рост, автоматизация открывает широкие перспективы. Она позволяет быстрее справляться со своими текущими задачами, глубже погружаться в процессы компании, изучать аналитику, находить слабые места в онбординге, обучении сотрудников, внутренних коммуникациях. И получить инсайты, которые могут стать причиной для карьерного рывка.
Кейсы клиентов СберПодбора:

  • эйчар заметил, что в одном из отделов 80% сотрудников увольняются во время испытательного срока. Основная причина — недовольство начальством. Эйчар помог руководителю отдела развить недостающие скилы, затем — разработал систему обучения персонала, в итоге организовал корпоративный университет.

  • рекрутер определил, что кандидаты часто отказываются от вакансий, потому что не получают обратной связи вовремя. Исправил эту проблему, понял, что ему интересно работать с внешними и внутренними коммуникациями, начал развиваться в этом направлении.
То есть специалисты по подбору работали с системами автоматизации, использовали освободившееся время для того, чтобы изучать отчеты, искать способы улучшить работу компании, — а заодно находили новые интересные карьерные треки для себя.

Мотивация топ-менеджерам в HR-отрасли часто привязана к конкретным задачам и показателям:
укомплектованность штата,
вовлеченность сотрудников,
эффективность их работы и т. п.
И автоматизация позволяет HRPP и HRD достигать лучших результатов, — сократить стоимость подбора сотрудников, увольнять тех, кто плохо работает, менять процессы найма и работать с предложением на рынке. А значит — напрямую влиять на размер собственного заработка.
Две логистические компании, расположенные в одном и том же районе, с примерно одинаковыми условиями и зарплатами, нуждались в услугах водителей и грузчиков. Но в первой сотрудники могли принять душ после рейса или погрузки тяжестей, а во второй — нет. И кандидаты охотнее соглашались на предложение организации, где заботятся об их комфорте. HRPP второй компании заметил проблему в отчете по отказам, поставил душевую кабинку — и скорость найма увеличилась в два раза.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.